Как выбрать противогололедный реагент?
С наступлением холодов пешеходам и автомобилистам приходится сталкиваться с оледенением дорог. Снегопады и наледь могут вызывать опасные ситуации, такие как падения и травмы, аварии, повреждение транспорта. Чтобы избежать этого, дороги и тротуары посыпают антигололедными реагентами, которые позволяют снизить или предупредить образование льда. Существует несколько типов этих материалов, различающихся по составу и техническим характеристикам. Какими бывают антигололедные реагенты, как они работают и как выбрать подходящий продукт – расскажем в статье.
Чем посыпают дороги
К противогололедным реагентам относят химические или природные вещества, которые применяются для борьбы с наледью на дорогах. В зависимости от состава эти материалы могут предупреждать скользкость на поверхностях или способствовать таянию льда. Часто их называют антиобледенители, антиснег, антител. В продаже они могут встречаться в жидкой форме или предлагаться в виде сыпучего материала, который используют для посыпки дорожного полотна.
По принципу действия реагенты делят на абразивные, химические и комбинированные. Первые используются для улучшения сцепления подошвы обуви или колес авто с дорожным покрытием. Химические предназначены для плавления наледи, а комбинированные – для одновременного таяния льда и повышения адгезии асфальта.
К наиболее распространённым антигололедным реагентам относятся:
- Техническая соль – химический реагент со способностью эффективно плавить ледяную корку на автодорогах. Может использоваться как на проезжей части, так и на тротуарах. Отличается экологической безопасностью, легкостью в хранении и последующем использовании.
- Пескосоль – смесь из песка и технической соли. Является комбинированным реагентом и хорошо справляется как с плавлением льда, так и с обеспечением сцепляемости поверхностей. В изготовлении материала используют до 70% песка – карьерного, морского или речного.
- Каменная крошка – абразивный материал, состоящий из мелких камешков размерами до 5 мм. При посыпке покрытий реагент повышает адгезию территорий и обеспечивает частичное разрушение льда за счет механического воздействия. Крошка чаще всего бывает гранитной или мраморной.
- Бишофит – реагент, содержащий в своем составе хлорид магния. По физическим свойствам напоминает техническую соль и отличается безвредностью для окружающей среды.
- Хлористый кальций – эффективный материал для плавления льда при температурах воздуха до -32 °C. Считается более безопасным в сравнении с хлористым натрием.
Противогололедный реагент – состав и свойства
Главным компонентом антиобледенителей является вещество, которое может растворять лед. Как правило, это хлористый натрий, хлорид кальция или магния. Часто эти материалы комбинируют с различными модифицирующим добавками, которые повышают эксплуатационные характеристики реагента.
Противогололеденые вещества на основе хлористого натрия считаются самыми доступными по стоимости. В частности, техническая соль хорошо растворяет наледь и позволяет делать посыпку дорог с заметной экономией средств.
Хлористый магний не столь агрессивный и может использоваться как самостоятельно, так и вместе с технической солью. Из-за высокого расхода и способности разъедать металлические детали авто он используется достаточно редко.
Реагенты на основе соединения кальция с хлором сочетают экономный расход и эффективность при сильных морозах. Их производят в твердом виде для плавления льда или в жидкой форме для предупреждения образования гололеда.
Как работает антигололед
Независимо от состава, антиобледенители обеспечивают разрушение льда посредством физико-химических реакций. Принцип их работы строится на том, что вода с растворенными в ней солями замерзает при более низких температурах в сравнении с обычными осадками.
После нанесения реагента на дорожное покрытие элементы в его составе вступают в реакцию с ледяной коркой и моментально расплавляют её. Плавление обеспечивается благодаря теплу, которое выделяется из-за разницы температур.
При проникновении в наледь реагенты способствуют разрушению её структуры, а также предупреждают новое замерзание. Как результат, вместо льда на дороге образуется снежная кашица, которую можно легко убрать механическим способом.
Требования к антигололедным реагентам
К материалам, используемым для посыпки дорог в зимний период, предъявляются особые требования. Хорошие реагенты должны отличаться следующими характеристиками:
- низкая коррозионная активность в отношении к металлическим элементам;
- отсутствие негативного воздействия на объекты окружающей среды, включая растения, детали автомобилей, дорожные покрытия;
- экологическая безопасность, нетоксичность, отсутствие вреда для здоровья людей и животных;
- высокая способность плавить лед и снег, снижать температуру замерзания воды;
- эффективное проникновение в кристаллы льда для ослабления связи между ними;
- удобство в хранении, транспортировке и эксплуатации.
Советы по выбору
Чтобы противогололедный реагент эффективно справлялся со своими задачами, стоит ответственно подходить к его покупке. Для тротуаров, придомовых территорий, дворов и загородных трасс обычно используют смесь технической соли с отсевом или песком, для автомобильных дорог – твердые и жидкие реагенты с содержанием хлоридов. При выборе важно учитывать как способность антиобледенителя предотвращать оледенение, так и возможность плавления льда и снега.
Предотвращение обледенения
Гололед возникает при влажности свыше 85% и температуре в диапазоне +1...-6 °C. В этих условиях влага из воздуха начинает оседать на землю и замерзает, превращаясь в лед. Антиобледенители можно использовать как для предупреждения обледенения, так и для таяния ледяной корки. Если стоит задача выполнить профилактику гололеда, лучше применять жидкие средства, которые набрызгивают на дорожное полотно в количестве до 15 г на 1 кв. м. Если снег уже выпал на землю, больше подходят сухие (твердые) реагенты.
Плавление снега и льда
При выпадении снега и образовании ледяной корки применяются антиобледенители, которые способны плавить лед. Реагент равномерно рассыпают по поверхности и оставляют на несколько часов – за этот период лед начинает таять и легко убирается с дорожного полотна. По истечении определенного времени рыхлую крошку вместе с антиобледенительными материалами сгребают и вывозят на утилизацию.
Чем посыпать дорожки от льда
Для посыпки дорожек используют абразивные антиобледенители, которые делают наледь не такой скользкой. Для этих целей можно применять песок, гранитную крошку, отсев, мелкий щебень. При проведении работ сначала убирают верхний рыхлый слой снега, затем посыпают абразив, а далее подсыпают его по мере надобности. Чем больше людей перемещается по дорожке, тем чаще следует выполнять подсыпку.
Правильный подход к выбору антигололедного реагента позволяет минимизировать неприятные последствия снегопадов. Качественные материалы эффективно справляются с обледенением и удаляют лёд даже в условиях экстремально низких температур.